Секреты Китая
Долгое время китайцы хранили свой секрет производства фарфора от любопытных умов всего мира. Разработка техники его создания была обусловлена дороговизной нефритовых чашек, которые использовались в обиходе в то время. После появления фарфора за ним еще долго было закреплено название «подражание нефриту».
Изготовляли фарфоровую массу из специального камня с использованием каолина, который придавал изделию ослепительную белизну. Китайцы не останавливались исключительно на изготовлении посуды. К числу их инноваций того времени относились беседки и скамьи. Ну и, конечно же, Нанкинская пагода, построенная в начале XV века.
Секрет производства тщательно оберегался от посторонних глаз и от всех шпионов, которые настойчиво пытались его выведать. Не только Европа, но и Россия стремилась раскрыть эту тайну. Однако, практически все попытки были провалены. С начала XVI века японцы, освоив технику производства фарфора, стали производить изделия, которые хоть и уступали в качестве китайским, но были красочно декорированы, за счет этого не менее привлекательны. Вслед за японцами фарфор стали изготовлять и в других странах.
Европа: от мягкого фарфора к твердому
Попытки в области производства фарфора, предпринятые Медичи (1575 год), хоть и не увенчались громким успехом, но положили начало для дальнейших исследований. Его фарфор находился на средней ступени между мягким и твердым. Украшены изделия были изображениями цветов, веточками, а также птиц, которые он позаимствовал из украшений итальянской керамики.
Исследования И.Ф. Бётгера в области определения процесса получения твердого фарфора принесли желаемый результат, и уже в начале 1710 года была введена в действие первая в Европе мануфактура по его производству (мейсенский фарфор). В 1733 году последователи Бётгера, посредством использования методов пластического оформления, создали свой индивидуальный стиль и изделий из твердого материала. Именно тогда, фарфоровая столовая посуда семимильными шагами начала наращивать свою популярность.
Фарфор в России
После того, как стало понятно, что выманить секрет производства фарфора, используя шпионов (таких как, к примеру, Ю. Кологривый), не удастся, Петр I принимает решение об отправке троих наиболее изобретательных и инициативных людей за границу с целью освоения навыков в области химии, металлургии, горного дела и рукописного искусства. Среди них оказался Д.И. Виноградов, разработки которого привели к обнаружению состава фарфоровой массы, а также получению дополнительных сведений в области изготовления глазури, постройки печей и горнов, изобретении рецептов красок и многого другого.
Большое влияние на художественное оформление фарфоровых изделий во времена царствования Екатерины Великой оказала французская культура. Ее очертания встречались как в формах, так и в декоре.
Агитационный фарфор России
Идея использования фарфора в виде агитации в период гражданской войны положила начало тому, что посуда из фарфора получила «второе дыхание» в сфере росписи изделий. Изначально были призывные лозунги об объединении, затем они переросли в появление символики в виде серпа и молота на предметах посуды. Агитационный фарфор считается желанным для коллекционеров, которые уделяют внимание скорее истории, нежели культуре.
Лиможский фарфор – это посуда класса «люкс», в производстве которой участвуют дизайнеры мирового уровня. Лиможский фарфор- исключительно белый , легкий и тонкостенный. Стремясь закрепить положение Лиможского фарфора в мировых рейтингах, Арбитражный суд Лиможа в 1962 году вынес решение, согласно которому наименование «Лиможский фарфор» допускается только для тех фарфоровых изделий из лиможской глины, которые были произведены и декорированы в Лиможе.
Изначально икорница представляла собой обыкновенную пиалу или блюдце. Со временем, оценив всю деликатность данной снеди, её стали подавать малыми дозами, используя для этого специально созданную посуду в виде небольшой вазочки с ложечкой, с помощью которой можно было по чуть-чуть накладывать икру на хлеб.